Современные системы
пломбирования и индикации
в интересах авиационной безопасности
Повышение контроля авиаперевозок на основе применения устройств пломбирования и индикации компании “Полимербыт-м”
БЕЗУПРЕЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И СОХРАННОСТИ
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛОМБИРОВАНИЯ И ИНДИКАЦИИ
В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Проблемы развития системы авиационной безопасности заслуживают самого пристального внимания, как во всем мире, так и в России. На последних сессиях Ассамблеи ИКАО (Международная организация гражданской авиации) эти проблемы были признаны приоритетными и все службы авиации должны строить свою работу в соответствии с политикой этой международной организации в области авиационной безопасности.
По данным Государственной службы гражданской авиации, за последние 2 года совершено более 380 актов незаконного вмешательства, 34 несанкционированных проникновений в ВС, 153 на объекты гражданской авиации, в процессе предполетного досмотра изъято более 18 тыс. единиц оружия и спецсредств, свыше 150 тыс. боеприпасов, большое количество взрывчатых и других потенциально опасных веществ. При этом,ежегодные потери от краж грузов составляют миллиарды долларов, и эти издержки должны особо приниматься во внимание в связи с возросшими страховыми и транспортными расходами. К сожалению, нет уверенности в том, что количество актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации сократится, следовательно, задача заключается в непрерывном совершенствовании системы авиационной безопасности, поиске эффективных способов защиты жизни и здоровья пассажиров, обеспечения сохранности перевозимых грузов и багажа.
Становится очевидным, что требуется принятие эффективных мер превентивного характера. Исходя из рекомендаций Конвенции международной гражданской авиации, всем государствам, подписавшим конвенцию, следует обеспечить решение следующих задач:
· Всеобъемлющий досмотр зарегистрированного багажа
· Досмотр пассажиров и ручной клади
· Контроль в целях обеспечения безопасности грузов, бортовых запасов, почты, курьерских и срочных отправок,
· Контроль в аэропортах за доступом к аэронавигационным средствам
· Человеческий фактор
ИКАО добивается эффективных и в то же время доступных процедур обеспечения безопасности. И здесь важнейшая роль отводится превентивным мерам внедрения современных технологий пломбирования.
С точки зрения контроля несанкционированного доступа к объектам, АБ можно разделить:
1. Безопасность на борту воздушного судна (ВС) или контроль:
· пассажиров, членов экипажей ВС, обслуживающего персонала,
· багажа,
· ручной клади,
· почты, курьерских отправлений,
· бортовых запасов,
· грузов,
· контроль доступа к различным техническим узлам и деталям ВС.
2. Ограничение доступа к стационарным наземным объектам специального назначения, находящимся на территории аэропортов, которые включают в себя:
· здания самого аэропорта,
· технические сооружения и подсобные помещения,
· транспортные средства обслуживающие взлетно-посадочную полосу,
· склады и таможенные терминалы, находящиеся на территории аэропорта и т.п.
· объекты топливного обеспечения;
3. Защита информации, конфиденциальных документов и денежных средств.
Программа ИКАО по внедрения эффективных мер безопасности и сохранности грузов, включает в себя два основных момента:
· Каждая партия груза должна подлежать определенной проверке на безопасность,
· Сразу после проверки на безопасность груз должен быть защищен от последующего вмешательства.
Эффективная система сохранности, контроля и учета грузов, может быть построена только на основе использования современных систем пломбирования и индикации. Традиционные средства пломбирования (свинцовые пломбы, сургучные печати и т.п.) не могут обеспечить АБ и достаточный уровень контроля (приложение № 1). Эту задачу можно решить, используя одноразовые номерные пломбировочные устройства.
Компания «Полимербыт-м», имея большой опыт создания эффективных систем безопасности и контроля сохранности грузов (товаров, ценностей) при транспортировке и хранении, а также, учитывая важность обеспечения безопасности полетов и сохранности перевозимых грузов, имеет в своем распоряжении ряд эффективных комплексных решений в этой области.
Основные объекты, нуждающиеся в защите:
1. Безопасность и сохранность на борту ВС:
· тележки и контейнеры бортового питания;
· тележки и контейнеры для торговли на борту самолета;
· грузовые контейнеры;
· авиационные аптечки;
· ручная кладь, багаж пассажиров;
· ценности и другие объекты, сдаваемые пилотам на хранение;
· груз, отправляемый авиатранспортом – паллеты с товаром, коробки и т.п;
· пота - мешки с корреспонденцией, бандероли, посылки и т.п.;
· люки самолетов и другие детали самолета;
Cредства защиты и пожаротушения.
2. Безопасность и сохранность наземных объектов:
· стационарные наземные объекты (помещения, сооружения, люки и т.п.);
· склады, таможенные терминалы;
· объекты топливного обеспечения;
· парк воздушных судов, в т.ч. комплектующие к ним;
· автотранспорт, обслуживающий взлетно-посадочную полосу;
· средства защиты и пожаротушения;
· другое.
3. Защита информации, документов и денежных средств:
· конфиденциальные документы;
· денежные средства и мелкогабаритные ценные предметы;
· авиабилеты;
· материальные ценности.
Исходя из задач обеспечения безопасности и контроля доступа к различным объектам, стоящих перед ответственными структурными подразделениями аэропортов и технических особенностей самих объектов, компания «Полимербыт-м» предлагает следующие варианты защиты:
1. Для снижения хищений из авиационных контейнеров, предотвращения подмены или несанкционированного довложения, контейнеры и другие емкости, поднимаемые на борт самолета (включая контейнеры бортового питания, «дьюти фри», авиааптечки, медицинские контейнеры, контейнеры с опасными веществами и т.п.) должны быть опломбированы надежными номерными пломбами.
Для защиты контейнеров и тележек бортового питания, «дьюти фри» необходимо использовать:
· пластиковые индикаторные пломбы, легко снимающиеся вручную без применения ножниц (пломбы «Альфа-М», «Акула-М», «Бидирект», «Секьюрпул»,).
Для защиты грузовых авиаконтейнеров, длительное время находящихся вне поля визуального контроля необходимо использовать:
· металлические индикаторные пломбы (пломба «Позичек», «Банджо»);
· силовые запорно-пломбирвочные устройства, если помимо индикации доступа, требуется силовая защита
от вскрытия (пломбы «Интермодал», «Снеппер», «Малтилок», «Титан»);
· защитный номерной скотч для дополнительной защиты дверей контейнера и его боковых стенок («Ленты КТЛ
и СКР»).
Для контроля доступа в авиаптечки необходимо использовать:
· миниатюрные пластиковые индикаторные пломбы, при наличии специальных мест для пломбирования (пломбы «Бидирект»,
«Пул Флай», «Клип Сил» , «Альфа-М»);
· самоклеящиеся номерные пломбы-наклейки и скотч, при отсутствии специальных проушин и возможности установить
пластиковую пломбу («Наклейки СКР», «Лента КТЛ и СТ»).
2. Для защиты и сохранности сборных грузов, отправляемых авиатранспортом – паллет с товаром, отдельных коробок, почтовых и курьерских отправлений, несопровождаемого багажа и т.п. необходимо производить их пломбирование в месте отправки груза с дальнейшим контролем внешнего вмешательства на каждой стадии перемещения.
Для контроля сохранности паллет и отдельных коробок с товаром необходимо использовать:
· индикаторные пломбы, устанавливаемые на стык (перехлест) упаковочной полипропиленовой ленты («Клипсил»);
· защитный номерной скотч, устанавливаемый на места стыка соединений на крышке (пленке) упаковочной
тары («Ленты КТЛ и СТ»);
· самоклеящиеся пакеты для сопроводительных документов, для исключения возможности путаницы и разъединения
документов и грузов («Юнипак»);
· индикаторы бережного обращения с грузом, требовательного к ударам, падениям или опрокидываниям («Шоквотч»,
«Тилтвотч»);
· индикаторы соблюдения температурного режима для товаров, чувствительных к определенным температурам
(«Колдмарк», «Воммарк»).
3. Для защиты мешков с почтовой корреспонденцией и другой продукцией необходимо обеспечить плотное удержание горловины мешка закрытой в течении всего процесса транспортировки и хранения. Для этих целей необходимо применять номерные индикаторные пломбы, обладающие особыми свойствами, исключающими возможность перемещения пломбы на горловине мешка – это специальные пломбы для мешков («Акула-М»).
4. Для предотвращения мелких краж и снижения вероятности путаницы и утери багажа пассажиров, в пункте досмотра багажа следует производить его опломбирование. При этом, установленная на багаж пломба является не только элементом контроля доступа, но и дополнительной учетной единицей, позволяющей в случае утери быстрее идентифицировать багаж.
Для защиты багажа, в зависимости от его вида необходимо использовать:
·пластиковые индикаторные пломбы, при наличии специальных проушин в молнии замка или ручек для установки
пломбы на багаже (пломбы «Альфа-М»);
· самоклеящиеся пломбы-наклейки или скотч, устанавливаемые на соединительный стык багажа («Наклейки
СКР», «Лента КТЛ и СТ»).
5. Для обеспечения сохранности мелкогабаритных ценных предметов, вещей, сдаваемых на хранение, защиты конфиденциальных документов, дипломатической почты, денежных средств и много другого необходимо иметь надежную упаковку и пломбу, сочетающиеся в одном изделии. Для этих целей разработаныи успешно применяются:
· одноразовые номерные пакеты с защитным клапаном от вскрытия («Секьюрпак»);
· многоразовые пакеты с пломбировочной камерой («Квик Пак»);
· многоразовые прочные сумки с системой пломбирования («Энвопак»);
· самоклеящиеся пломбы-наклейки и скотч - при невозможности использовать другие упаковочные средства.
6. Для ограничения доступа и защиты аэронавигационных средств, парка воздушных судов,комплектующих к ним, контроля доступа к техническим люкам и деталям самолетов перед взлетом и т.п., они должны быть опломбированы, при чем пломбы должны устанавливаться после каждой новой плановой проверки.
Для этих целей служат:
· специальные самоклеящиеся пломбы-наклейки и скотч с повышенными агдезивными свойствами («Наклейки СКР»,
«Лента КТЛ и СТ»);
· пластиковые индикаторные пломбы, при наличии специальных мест для установки пломб (пломбы «Ротосил 2»,
«Клипсил», «Секьюрпул»).
7. Для обеспечения безопасности стационарных наземных объектов (зданий аэропорта, технических сооружений и помещений, складов, таможенных терминалов, люков и т.п.) необходимо помимо пропускного режима и охраны контролируемой территории ввести механизм четкого ограничения доступа к ним, используя номерные пломбировоные устройства.
Для защиты дверей и контроля доступа в помещения, частого использования необходимо применять:
· пластиковые индикаторные пломбы, при наличии специальных мест пломбирования («Секьюрпул», «Клипсил»);
· специальные многоразовые устройства, которые стационарно устанавливаются на замок и пломбируются номерными
пломбами - при наличии врезного замка («Ревиласил», «Максиревиласил», «Миниревиласил», пломба «Энвополисил»)
· самоклеящиеся пломбы-наклейки и скотч - при невозможности использовать другие методы пломбирования.
Для контроля доступа в помещения редкого использования, или помещения с повышенной вероятностью несанкционированного вмешательства, помимо вышеуказанных средств желательно применять:
· силовые запорно-пломбирвочные устройства, которые помимо индикации доступа, обеспечивают силовую защиту от вскрытия (пломбы «Малтилок»);
Контроль доступа в помещения осуществляется и через ограничение доступа к ключам, которые необходимо опломбировать. Для этих целей служат специальные пеналы и сумки с пломбировочными камерами («Пенал для ключей», «Сумка для ключей Кэйбэг»);
8. Для сокращения хищений и защиты топливно-раздаточных объектов необходимо проводить комплексное пломбирование всех возможных мест утечки топлива (люки цистерн, хранилища, раздаточные колонки и т.п.)
Как правило для этих целей используются:
· индикаторные номерные пломбы («Альфа-М», «Секьюрпул 3,8мм», «Ротосил 2», «Клипсил»);
· силовые запорно-пломбирвочные устройства, обеспечивающие силовую защиту от вскрытия (пломбы «Малтилок»).
9. Для повышения готовности служб пожаротехнического обеспечения гражданской авиациинеобходимо вести строгий контроль за качеством состояния и сроком годности средств защиты и пожаротушения. В виду индивидуальной маркировки, для этих целей целесообразно использовать номерные пломбировочные устройства, это:
· пластиковые индикаторные пломбы, легко снимающиеся вручную без применения ножниц в случае экстренной необходимости
(пломбы «Пул Флай», «Секьюрпул»);
· специальные самоклеящиеся пломбы-наклейки и скотч.
10. Автотранспорт, обслуживающий взлетно-посадочную полосу для предотвращения актов саботажа, также должен быть опломбирован.
Как правило для этих целей используются:
· индикаторные номерные пломбы («Секьюрпул», «Секьюрпул 3,8мм», «Ротосил 2», «Клипсил»);
· силовые запорно-пломбирвочные устройства, обеспечивающие силовую защиту от вскрытия (пломбы
«Малтилок»).
11. Для защиты авиабилетов от подделок и усиления паспортного контроля, в пункте досмотра необходимо устанавливать на документы самоклеящуюся номерную пломбу («Наклейку СК»).
Система превентивных мер АБ на основе комплексного использования современных номерных систем пломбирования работает следующим образом:
· Инициатор отправки груза осуществляет его упаковку в гарантированно безопасной среде и подтверждает этот факт установкой номерной пломбы,
· Затем доставляет его экспедитору грузов или авиакомпании безопасным автотранспортом, что также подтверждается наличием номерной пломбы,
· После получения груза экспедитором или авиакомпанией грузы и документация проверяются на отсутствие постороннего вмешательства, регистрируются как принятые с соблюдением мер безопасности и хранятся в охраняемой зоне,
· В нужное время они передаются следующему экспедитору, приемщику, сортировщику грузов или оператору авиакомпании в сертифицированном безопасном месте и т.д.
· Таким образом, груз оказывается защищен от вмешательства номерной пломбой и документами, оформленными соответствующим образом, на каждой стадии его перемещения.
Эти процедуры при правильном применении защищают груз от краж и неправильного обращения, исключают необходимость дополнительных проверок большей части грузов и являются эффективной формой управления рисками.
Безусловно, пломбировочные устройства являются только одной из составных частей комплексной системы безопасности, однако практика показывает, что их применение:
· позволяет минимизировать потери,
· повышает уровень контроля и безопасности,
· существенно сокращает рабочее время и разграничивает ответственность персонала,
· дисциплинирует обслуживающий персонал,
· позволяет сократить число работников, занятых процедурами опломбирования,
· в десятки раз увеличивает скорость обработки грузов,
· позволяет вести компьютерный учет по номерам,
· дает возможность отслеживать груз на каждом этапе его следования.
Для достижения этих целей, необходимо внедрить комплексную системы контроля безопасности и обеспечения сохранности грузов при авиаперевозках, разработка которой состоит из следующих этапов:
1. Необходимо оценить “слабые места” существующей схемы хранения и транспортировки;
2. Выбрать оптимальные средства контроля, надежные с точки зрения соответствия целям, которым служат
и оптимально подходят к объекту защиты - тип современного пломбировочного устройства;
3. Разработать технологию применения пломбировочных устройств;
4. Максимально ограничить доступ лиц к используемым пломбировочным устройствам;
5. Регламентировать применение пломбировочных устройств инструкциями;
6. Установить точки контрольной проверки;
7. Обучить персонал;
8. Проводить внезапные проверки;
9. Установить и закрепить ответственность.
Таким образом, простые, но эффективные методы системного контроля принесут ощутимые результаты.
Системы пломбирования и индикации, являясь одной из составных частей комплексной системы безопасности, при грамотном применении значительно повышают уровень безопасности, сокращают финансовые и временные потери, дисциплинируют персонал, в десятки раз увеличивают скорость обработки грузов, дают возможность отслеживать груз на каждом этапе его следования, выступают гарантией качества продукции и предоставляемых услуг.